ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ В ЦАРСТВЕ СОЛДАФОНОВ

Никто и представить не мог, что София-Августа-Фредерика принцесса Ангальт-Цербстская родом из Штеттина станет вдруг настоящей русской православной царицей. Она завоевала больше земель, чем Петр Первый. При Екатерине Великой население страны увеличилось в два раза.

Все-таки правду говорят: география — это не место на карте. Это судьба.

стужа

Она приехала в Петербург в жуткую стужу: 3 февраля 1744 года. Европейский тулупчик не согревал. Пришлось пользоваться грубыми шубами северной страны России. Императрицей её провозгласили только в 1762 году. Когда Екатерина при помощи дворян Орловых свергла с престола Петра III.

Она мечтала превратить страну в крепкое европейское государство. С гуманными законами, передовым общественным строем. К её услугам были самые просвещенные мыслители, философы и писатели того времени. Екатерина Великая даже собственноручно написала огромный политический манифест о преобразовании страны под названием «Наказ». Но все её прекрасные мечты упирались в глухую стену дворянского невежества и злобы.

Десять лет жизни императрица отдала обучению своего фаворита графа Григория Орлова. Именно орловым она была обязана своим восшествием на престол. И старалась отблагодарить это семейство сполна. Она учила Орлова грамоте. Ввела в дела государства. Назначила в комиссию по реформированию страны. Орлов получил пост командующего артиллерией. На тот момент это самое передовое и перспективное направление. Как сегодня ракетное оружие и ядерная физика. Фаворит получил еще место начальника Вольного экономического общества. Что еще надо было сделать, чтобы Орлов не тупил, перестал пьянствовать и забросил своих многочисленных любовниц? Да, Екатерина знала о них. И молчала. Надеялась, он нагуляется.

орлов

Возлюбленный набирал только политический вес. А умом оставался прежним мужланом и солдафоном. Разве что спеси прибавилось, алкоголизма и разврата на стороне. Наконец, тупость усугубленная природной ленивостью Орлова — выбесили Екатерину окончательно.

В 1772 году, императрица посылает Орлова в Фокшаны. Предстояли сложные переговоры с Турками о судьбе Крыма. Граф Григорий Орлов отбыл в окружении поистине царского великолепия и роскоши. Один из его праздничных нарядов стоил миллион рублей золотом и был сверху донизу усыпан бриллиантами. Так что присутствующие жмурились, когда граф оказывался на солнце.

У Екатерины же появился новый фаворит — конногвардеец Васильчиков. Но и он не оправдал надежд императрицы. Тут она уже стала перебирать их, словно камушки на пляже. Один любовник сменял другого. Потёмкин, Корсаков, Страхов, Левашов, Стоянов, Ланский, Дмитриев-Мамонов, Милорадович, Миклашевский, Зубов, Зорич и так далее и так далее.

Екатерина хотела любить и быть любимой. Каждого кавалера она одаривала орденами, званиями, должностями, просто деньгами. А главное — возможностью развиваться и учиться, идти к вершинам. Она заставляла их читать. Рассуждать о прочитанном. Выражать свои мысли на бумаге. Любить искусство, науку, ремесла. Но все заканчивалось однотипно. Новый фаворит тащил во власть друзей и родственников. Начинались пьянки, гулянки, похождения на стороне. Ни о каких государственных делах никто и думать не хотел. Не то что об учебе.

Кстати, об учебе! Даже знаменитый сегодня Михайло Ломоносов не раз сидел на гауптической вахте по приказу Екатерины. Этот бравый уч0ный любил напиваться до беспамятства, а потом он врывался в офицерские или дворянские собрания со шпагой наголо, где сидели такие же бухие посетители и Ломоносов вызывал всех скопом на смертельную битву. Эти махания шпагой в пьяном виде просто чудом не заканчивались всеобщей резней и очень утомляли императрицу.

лом

Ломоносов показывает государыне научные опыты.

При этом государственная казна терпела от фаворитов существенные убытки. Говорят, на десятку главных фаворитов Екатерина истратила свыше 100 миллионов рублей золотом! Не считая десятков тысяч подаренных крепостных и обширных имений в разных частях империи. Екатерина Вторая просто задыхалась в этом болоте. Единственной отдушиной стала переписка с философом Вольтером и энциклопедистом Дидро. А также ее многочисленные проекты. Императрица создала не только Вольное экономическое общество. При ней заработало множество типографий. Началась журналистская полемика. Причем Екатерина лично в ней участвовала. Она сделала литератора Державина министром юстиции. И он чуть не пересажал за коррупцию всё её окружение. Царица основала Эрмитаж и Публичную библиотеку Санкт-Петербурга, построила Смольный институт благородных девиц, Педагогические училища в Москве и Питере и совершила много других полезных дел. Она не раз говорила о себе с надеждой: «Я оказываю услуги государству, воспитывая молодых даровитых людей». Но это воспитание почти никому из дворян не шло впрок.

В последние годы царствования дворянское сословие возненавидело Екатерину всей душой. За ее просвещение, за реформы, за урезание вольницы. За глаза Екатерину стали обвинять в разных мерзких грехах. Шептались по углам. Среди высшего света началось прямо-таки соревнование на самую гнусную и отвратительную ложь о государыне. Но внезапная смерть Екатерины пресекла эти сплетни. Дворянское сословие вздохнуло с облегчением. На престол взошел всем понятный, прямой как сапог — 72-й магистр Мальтийского ордена Павел I. Солдафон и пруссак.

Друзья! Подписывайтесь на канал! Ставьте лайки! Впереди много интересного!

Оставьте комментарий